Из чего делают фантики

Каких видов бывают фантики?

Что такое фантик? Просто обертка для конфет? Без сомнения, нет: ведь создаются музеи фантиков, игра в фантики популярна с давних времен, существует даже День фантиков! Конечно, обертка для конфет должна выполнять основные функции:

  • обеспечивать сохранность потребительских свойств продукта — конфеты;
  • привлекать внимание покупателей красочностью и оригинальностью оформления, прежде всего, конечно, детей;
  • содержать основную информацию о конфете и составе, а также о производителе.

Кроме таких важных дел, свалившихся на плечи маленького кусочка бумаги, фантик служит также объектом коллекционирования и изготовления поделок с помощью таких техник, как оригами или аппликация. Примеры творческого подхода к использованию фантиков из-под конфет вы можете посмотреть на изображениях.

По фантикам можно даже изучать историю — от развития фабрики до социально-политических настроений в стране. Так, в давние советские времена, на фантиках изображались политические деятели:

Обертка конфет даже была подобием социалистических плакатов. Такие фантики становятся настоящей находкой для коллекционеров.

Первую обертку для фантиков придумал известный ученый Томас Эдисон, это была парафинированная бумага, в которую упаковывали сладости. Первые сладости изготавливались в Египте из фиников, в современном же понимании конфеты впервые появились в XVII веке во Франции. Тип фантиков в основном зависит от вида конфет, которые в них упаковывают.

Сейчас же мы поподробнее остановимся на теме классификации фантиков. На рисунке вы видите основные виды обертки для конфет, где под номерами обозначены: 1 — в перекрутку, 2 — в саше, 3 — в носок.

Конфеты в перекрутку, конечно, самые популярные — это «Сласть», «Левушка» кондитерской фабрики «Славянка», «Буревестник» Красного Октября и многие-многие другие. Такая обертка изготавливается из пленки с твист-эффектом, который позволяет оставлять надолго скрутку.

Для упаковывания конфет по типу «саше» используют как ламинированную фольгу (для «Трюфелей классических» Концерна Бабаевский»), так и уже перечисленные пленки с твист-эффектом — для «Лебедушки» Красного Октября, «Маленького чуда» Славянки.

Признанным лидером по производству конфет «в носок» являет кондитерская фабрика «Красный Октябрь» — именно эта фабрика производит мегапопулярные конфеты «Аленка», «Белочка», «Кара-Кум», «Красная Шапочка», «Мишка косолапый».

Кроме вышеперечисленных способов, для упаковывания конфет с суфлейной начинкой используется фольга, концы которой завертываются на обратной стороне конфеты. Примеры: «Птичье молоко» Рот-Фронт, «Золотое суфле» Красный Октябрь (их изображения вы можете увидеть на картинке). Такой же способ используется для обертки «Халвы в шоколаде» Рот-Фронт.

Фантик тоже документ. О чём рассказывают конфетные обёртки?

Многие думают, что коллекционирование фантиков от конфет – увлечение советских школьников, чуждое современным детям, а уж взрослым и тем более.

«Это не так», – говорит иркутянка Татьяна Иванова, показывая альбом, в котором больше сотни красочных бумажек от сладостей.

История семьи и государства

Собирать фантики семья Ивановых взялась не из-за красивых картинок, а с вполне практичной целью – в таком разнообразии конфет, которое сейчас лежит на прилавках, легко «заблудиться», спустя время сложно вспомнить, какие из них пришлись по душе, а какие не понравились. А фантик помогает не забыть названия полюбившихся марок.

Читать еще:  Изделия из спичек без клея

«Это дочь придумала, первые обёртки мы сохранили, когда ей было 3 года. Сейчас моему ребёнку уже 18, стало быть, нашему детскому увлечению исполнилось 15 лет. Некоторые конфеты, наверное, уже и выпускать перестали или производитель поменял дизайн упаковки. Зато «книжка» с фантиками превратилась во «вкусный» семейный альбом – дочка иногда его пролистывает и говорит: «О, а помните, такие конфеты ели, когда гости приезжали? А таких сладостей что-то давно не брали! Чем не повод для большого семейного чаепития?», – рассказывает Татьяна.

Фантики могут не только напомнить семье о приятных событиях, но и рассказать историю целого государства: 9 августа в иркутском Музее городского быта открылась выставка под интригующим названием «Одёжка без застёжки: кондитерский пиар», главный экспонат которой – конфетные обёртки от царских времён и до конца советской эпохи.

Идея экспозиции пришла в голову младшему научному сотруднику музея Елене Мурашовой.

«Как-то я работала в фондах и увидела фантики, они меня очень заинтересовали, я стала разбираться в истории упаковки сладостей. Всё пошло с конца XIX от американского изобретателя Томаса Эдисона, который придумал парафинированную бумагу, как он её назвал. Это позволило сделать упаковку яркой, в итоге фантики превратились в такую рекламно-политическую площадку», – рассказывает Елена.

Она говорит, что в фондах музея (одна из его постоянных экспозиций, кстати, посвящена чаю) хранятся в основном оригиналы фантиков советского времени, но на выставке представлены и обёртки из дореволюционной эпохи, правда, это копии.

«Тогда все производители показывали на своих обёртках символы царской власти и виды городов, хватались за юбилейные даты, например, выпускали сладости к 300-летию Дома Романовых. Конфеты выпускали и в огромных коробках, куда вкладывали, например, портреты всех императоров. По фантикам можно было изучать историю страны, азбуку, даже зоологию – это всё придумали в царский период», – рассказывает экскурсовод.

«Мишка» и «Тузик»

По словам Елены Мурашовой, упаковка конфет сменилась вместе с политической властью в России – после революции несколько лет фабрики сладостей стояли в запустении, поэтому, когда заводы вновь заработали и стали выпускать, к примеру, карамель «Ильич» вместо «Царской», яркие богатые обёртки они позволить себе не могли. Сладости стали заворачивать в бумагу, которую сейчас бы мы назвали этаким минималистичным крафтом.

Несмотря на то, что фантики менялись, рецептура многих конфет и даже их названия остались прежними. К примеру, кто из нас не пробовал «Мишку косолапого»? «Товарищество Эйнем» начало выпускать его ещё в 1890 году, говорят, состав лакомства больше чем за сто лет не изменился. Упаковка этих конфет сейчас тоже оригинальная. А «сородич» косолапого – «Мишка на севере», которого и сейчас любят многие дети, появился в 1939 году на ленинградской фабрике.

«В 20-е годы поэт Маяковский и художник Родченко начинают создавать «обёртки новой эры», чтобы формировать вкус массы. На фантиках отражали индустриализацию – трамваи, пароходы, а ещё – жуткие для детского восприятия картинки, например, как изгоняют Колчака, – рассказывает Елена Мурашова. – В 30-е годы приходит в пищевую промышленность Микоян и проводит переворот. В это время фантики становятся лёгкими, красочными и аполитичными. В этот период на рижской фабрике, например, производят конфеты «Октябрёнок» – девочка на обёртке нарисована так, как в царские времена изображали ангелочков. Аполитичная тенденция заканчивается после Великой Отечественной войны – тогда появляются конфеты «Победа», на фантиках начинают отмечать годы с момента революции, неважно юбилейные или нет».

Читать еще:  Панно из шпагата

В 50-е появился легендарный «Кара-Кум», в 60-е на первый план вышла космическая тематика. Кстати, именно в 1964 году появился один из самых узнаваемых российских брендов – шоколад «Алёнка».

Один из интересных экспонатов выставки – даже не фантик, а целая конфета, которую не разворачивали с 1980-х годов! По размеру она в несколько раз больше стандартных шоколадных конфет, потому что её выпустили на ныне закрытой Иркутской кондитерской фабрике к празднику – юбилею столицы Приангарья.

В экспозиции есть и обёртки от иркутских сладостей, которые производили на фабрике в том здании, которое сейчас стало торговым центром. Это, например, упаковки от «Гулливера», «Аксиньи» и «Тузика».

Что рассказывают конфетные фантики 150-летней давность о дореволюционной истории России

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первые конфетные обертки появились меньше двухсот лет назад. Долгое время сладости были творением поваров и подавались они только к столу. Когда же началось массовое производство, то об упаковке задумались не сразу – простая бумага прилипала к конфетам, да и сильно увеличивала их стоимость. Однако ради удобства транспортировки, хранения и простой гигиены конфеты в Англии и Франции в XIX веке начали заворачивать в фольгу. Изобретателем же фантика в принципе считают Томаса Эдисона. Кроме коммерческого варианта лампочки, фонографа и множества других полезных патентов в его творческом багаже оказалась и парафинированная бумага, которая идеально отвечала запросам кондитерского производства.

Сразу стало ясно, что фантик с яркой картинкой будет привлекать внимание покупателей, поэтому конфетные обертки быстро начали украшать цветными рисунками. То, что фантик может стать площадкой для политической пропаганды, придумали вовсе не в Советском Союзе, а задолго до него. С точки зрения рекламы упаковка сладостей является идеальным полем – она точно попадает в руки потребителя и вызывает не только интерес, но еще и приятные ассоциации, поэтому промышленники России сразу стали наполнять эту перспективную нишу актуальной информацией.

Крупные производители сладостей в России XIX века начали соревноваться в оригинальности и красоте упаковки своего товара. Так, например, один из совладельцев фабрики «Энейм» Юлиус Грей сам занимался разработкой дизайна фантиков, он увлекался на досуге художественной фотографией, а его конкурент, знаменитый фабрикант Алексей Абрикосов, пошел дальше – создал целую артель художников, которые занялись созданием эскизов для упаковок шоколада и конфет. 30 профессиональных живописцев работали у него в цехе упаковки, возглавлял их Федор Шемякин (эта семья, кстати, подарила России нескольких прекрасных художников). В молодости многие звезды художественного искусства зарабатывали на жизнь рисованием картинок для фантиков: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.

Читать еще:  Цветы из фамирана

Что же касается тематики конфетной продукции, то она полностью соответствовала своему времени, отражая наиболее яркие моменты в общественно-политической жизни страны. Кроме идеальных детей и красоток на фантиках еще с середины XIX века стали появляться коронованные особы. Это придавало производителям и продукции солидности, да и выслужиться перед властью никогда не бывает лишним. Так, например, очень популярной до революции была карамель «Царская», выпускаемая концерном «А.И. Абрикосов и сыновья», на ней был изображен памятник императору Александру II. Позднее эту же карамель запустили в производство и другие концерны, фантик помпезно украшался атрибутами царской власти.

Товарищество «Энейм» пошло еще дальше, создав линию элитной сладкой продукции. Вскрыв изысканную дорогую упаковку печенья или кофе, покупатель находил многостраничные красочные проспекты с портретами царских особ или изображением знаковых для страны событий: изгнание польских интервентов из Москвы, народное ополчение Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина, победа в Отечественной войне 1812 года или призвание Михаила Федоровича Романова на царство. На обратной стороне вкладышей можно было прочитать краткую историческую справку. Кстати, кроме информации о царской династии и истории так можно было узнать о народностях России, ее флоре и фауне, познакомиться с разновидностями оружия и выучить алфавит. Эта сладкая энциклопедия была очень любима детьми даже в семье Романовых, и товарищество «Эйнемъ» в 1913 году было удостоено звания поставщика двора Его Императорского Величества

В России даже существовала традиция отмечать исторические события или их юбилеи выпусками новой кондитерской продукции. Корни она имеет очень старинные – еще в 1861 году после отмены крепостного права фабрика А.А. Савинова выпустила в продажу конфеты «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян» и «Отмена крепостного права». Сегодня фантики из этой исторической серии являются настоящей редкостью.

В 1896 году производители конфет мгновенно ответили на важное политическое событие — поездку Николая II вместе с супругой во Францию. Президент Французской Республики Феликс Фор, способствующий сближению двух стран, после этого появился на конфетных обертках. А в 1903 году прилавки наполнились сладкими товарами с видами Санкт-Петербурга – так кондитерские концерны отметили 200-летие столицы.

К 1913 году все производители сладостей в России готовились заранее и очень серьезно – празднование 300-летия дома Романовых обещало стать грандиозным событием, поэтому специально для него разрабатывали новые виды сладостей и создавали особенно роскошную упаковку. Кстати, одним из таких сладких подарков для царской семьи стало печенье «Юбилейное», презентованное кондитерским концерном «А.Сиу и К» самому императору. Фабрикант Адольф Сиу придумал особую рецептуру бисквита, который Николаю II действительно очень понравился. Всего через 4 года эта фирма превратится в кондитерскую фабрику «Большевик», а вот знаменитое печенье каким-то образом сохранит свое название. Мы и сегодня можем лакомиться им, правда, сейчас уже мало кто знает, что этот юбилей не имеет ничего общего с советскими праздниками.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://xn--12—8cdinea5atp2amrh4f0h.xn--p1ai/articles/kakih-vidov-byvayut-fantiki

http://irk.aif.ru/society/fantik_tozhe_dokument_o_chyom_rasskazyvayut_konfetnye_obyortki

http://kulturologia.ru/blogs/030819/43818/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector