Как сделать целостный анализ стихотворения пример

Как сделать целостный анализ стихотворения пример

Целостный анализ лирического текста

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
– Время (место) написания, история создания;
– Жанровое своеобразие;
– Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
– Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
– Композиционные решения;
– Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
– Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
– Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
– Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
– определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
– определить организацию (композицию) лирического произведения;
– определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика. );
– определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
– определить звуковой рисунок;
– определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
– определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
– риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
– повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
– антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)
– Аллитерация – повторение согласных звуков;
– Ассонанс – повторение гласных звуков;
– Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
– определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
– выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
– определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
– определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
– выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Читать еще:  Силуэт птицы на ветке

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить:

# непосредственное содержание лирического произведения – переживание,

# “принадлежность” чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении:

лирический герой (образ в котором выражены эти чувства);

# предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);

# организацию (композицию) лирического произведения;

# своеобразие использования изобразительно – выразительных средств;

Важно также учесть контекст, в котором создавалось стихотворение, т.е. историческую обстановку или моменты биографии автора.

Алгоритм анализа стихотворного текста:

  1. Определение жанра – чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная, повествовательная.
  2. Выявление лирического сюжета – переживания.
  3. Тема стихотворения.
  4. Идея.
  5. Истолкование названия.
  6. Анализ композиции.
  7. Характеристика образов.
  8. Характеристика лирического героя.
  9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание.
  10. Организация поэтической речи: размер, ритм, паузы, рифма.
  11. Анализ строфики.
  12. Лексика. Специальные изобразительные средства.
  13. Поэтический синтаксис.
  14. Анализ фонетического строя речи.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата создания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

6. Лирический герой.

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки

Целостный анализ стихотворения

Содержание

  1. Для чего нужен анализ стихотворения?
  2. План анализа стихотворения
  3. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Для чего нужен анализ стихотворения?

Анализу стихотворения начинают учить в школе на уроках литературы. Зачастую школьникам не нравится это занятие, оно кажется для них скучным. Но только целостный анализ стихотворения может помочь лучше понять замысел автора, его идеи.

Для успешного анализа необходимо в первую очередь полностью прочитать стихотворение, не отвлекаясь на внешние раздражители. Если в тексте встречаются незнакомые слова, их значение следует посмотреть в толковом словаре.

Анализ стихотворения требует полной тишины и сосредоточенности. Необходимо выключить телевизор или радио, чтобы ничто не отвлекало от поэтического текста.

План анализа стихотворения

Прежде чем приступать к анализу стихотворения, необходимо составить план, следуя которому проанализировать поэтический материал будет достаточно легко. План может состоять из следующих пунктов:

  • Автор, название стихотворения, история его создания. Здесь указываются инициалы поэта, название стиха, дата и причина его создания.
  • Тема, идея, основная мысль произведения. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической, пейзажной. Здесь необходимо указать, что именно хотел сказать поэт в своем произведении, охарактеризовать его настроение.
  • Сюжет произведения. Не во всех стихотворениях есть сюжет, так как поэтический текст – это прежде всего лирика, а не повествование.
  • Художественно-выразительные средства. Нужно обязательно указать, какие средства выразительности использовал автор. Это могут быть метафоры, эпитеты, гипербола, антитеза, оксюморон и многие другие.
  • Ритм, рифма (парная, перекрестная, кольцевая), стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль).

Все перечисленные пункты необходимы для анализа стихотворения, но их очередность может меняться в зависимости от предпочтений человека, который делает анализ.

Рис. 1. примерный план анализа стихотворения.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам выполнить анализ стихотворения. Здесь указан примерный план, следуя которому можно сделать целостный анализ лирического произведения.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источники:

http://dkas.59209s011.edusite.ru/p3aa1.html

http://obrazovaka.ru/literatura/celostnyy-analiz-stihotvoreniya.html

http://bingoschool.ru/blog/205/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: