Мастер класс артикуляционная гимнастика для родителей

Мастер-класс для родителей “Артикуляционная гимнастика дома”
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика дома»

Подготовила и провела

ГБОУ « Школа № 904 » здание 4

Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть.
  1. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.
  1. Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка
  2. Советы учителя-логопеда родителям.
  3. Вопросы логопеду.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика дома».

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Исследование состояния речи дошкольников в начале учебного года показывают, что примерно 70% детей подготовительных к школе групп нашего детского сада имеют нарушения речевого развития разной тяжести.

Итак, помощь специалиста нужна , если вашему ребенку:

  • 5 лет , но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.

Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины, по которым необходимо заниматься

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

При проведении артикуляционной гимнастики

необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
  10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
  11. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  12. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  13. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
  14. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

К тому же профилактика заболеваний ЛОР-органов (острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.) — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

– Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у

ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

– Сейчас я устрою фокус – покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду. Теперь помешаю – ары – бары – топ – топ – топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.

Читать еще:  Выкройка фартука для девочки 5 класс

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

  1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь – слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок . Это упражнение является самомассажем для языка.
На губу язык клади,

2. Лопаточка . Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка . Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)
1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
Влево – вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –

Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

  1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

  1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на “детский язык” (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  2. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  5. Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  6. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
  7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Елена Гулидова
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика»

(Слайд 1) Мастер-класс для родителейАртикуляционная гимнастика

(Слайд 2) Каждый ребенок всем на диво –

Должен говорить красиво

И тогда язык родной должен понимать любой!

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”? (Слайд 3) Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

(Слайд 4) Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.

(Слайд 5) Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

(Слайд 6) Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Поэтому целью артикуляционной гимнастики является – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Читать еще:  Выкройки для лежанок

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

(Слайд 7) Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

(Слайд 8) Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому. Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится? Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики (Слайд 9) применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

(Слайд 10) Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

(Слайд 11) Упражнения для губ

Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

(Слайд 12) Слон или Трубочка.

Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка Превратились в дудочку

(Слайд 13) РАСЧЁСКА

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска

А зовут меня … (расчёска).

Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы)

(Слайд 14) Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади,

Ты под счёт её держи…

До пяти. До десяти…

(Слайд 15) Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать

(слайд 16) Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала, почти круглая она.

Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)

(слайд 17) Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Влево – вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

(Слайд18) Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь:

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

(Слайд 19) Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок!

Я копытцем постучу!

Если хочешь – прокачу!

(слайд 20) Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Изготовление артикуляционного куба.

– А сейчас, я хочу вам предложить изготовить артикуляционный куб для занятий с ребенком.

Мастер класс по артикуляционной гимнастики для родителей

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Мастер – класс для родителей по артикуляционной гимнастике учителя-логопеда Владыкиной Анны Михайловны

Тема : «Весёлый язычок».

Цели: Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми. Тренировать органы артикуляции (губы, язык, нижнюю челюсть) необходимые для правильного звукопроизношения

Задачи: Совершенствовать артикуляционный аппарат, что бы в процессе речевой гимнастики укреплять мышцы детей, учить достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков

МАТЕРИАЛЫ: Варенье. Соломка. Красная рукавичка (модель язычка). Картинки для артикуляционной гимнастики.

Родители располагаются за круглым столом. Логопед приветствует гостей.

ЛОГОПЕД: Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы ваш малыш научился правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат, вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э 2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х 3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ 5-6 лет звуки Л Р

Основные органы артикуляции: Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.

Читать еще:  Канистра с сюрпризом

Родители смотрят в зеркало и наблюдают за своими органами артикуляции.

ОСНОВНЫЕ (БАЗОВЫЕ ) УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнение «Лягушка и слоник»

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» – вытягивай сомкнутые губы вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка- слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь ( рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.

Чередование упражнений «Змея» и «Блинчики»

Упражнение «Киска сердится»

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.

Упражнение «Погладь киску».

Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Упражнение «Парус». Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два-три раза.

Давай покачаем язычок на качелях: Улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два»- подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз. «Улыбочка»

Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.

Открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.

Упражнение «Вкусное варенье»

Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика:

Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

Упражнение с мармеладками и соломинками:

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.

3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.

После того, как все упражнения будут усвоены ребенком, переходим к выполнению упражнений, специально подобранных в зависимости от того, какие звуки ребенок выговаривает неправильно.

3 часть: заключение

Содержание: обмен мнениями присутствующих. методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику лучше 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать ребёнка надо так, чтобы он видел лицо взрослого. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Лицо взрослого должно быть, хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. – После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится ( вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.

2. У взрослого должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.

3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

5. К детям 4-5 летнего возраста требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

6. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

7. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Родителям раздаются рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в печатном виде.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой , связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Над артикуляционной гимнастикой для отдельных звуков мы можем поработать на следующем мастер-классе. Желаю успехов !

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение МБДОУ № 398

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/05/18/master-klass-dlya-roditeley-artikulyatsionnaya-gimnastika-doma

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-roditelei-379506.html

http://infourok.ru/master-klass-po-artikulyacionnoy-gimnastiki-dlya-roditeley-2274918.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: