Обучение технике папье маше

Программа кружковой работы по обучению детей технике папье-маше

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.

Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. В процессе создания картин и поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения работе с бумагой: – развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
  • активизация самостоятельности и творческих возможностей детей.

В младшем дошкольном возрасте этот вид художественного творчества связан с экспериментированием, ребенок знакомится с различными свойствами бумаги: она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой и блестящей, гладкой и шершавой, цветной и белой. Ее можно рвать, сминать, скручивать, складывать, клеить и создавать из нее различные формы.

В старшем дошкольном возрасте спектр экспериментальных действий с бумагой значительно расширяется: это и работа с мятой бумагой, оригами, поделки из папье-маше, бумажная скульптура и объемная аппликация. Но особое внимание хотелось бы остановить на поделках из папье-маше, как наиболее любимом детьми способе работы с бумагой.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

3) Возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  1. формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
  2. создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
  3. выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  4. формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  5. воспитание эстетического вкуса.

Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги в технике папье-маше.

1 этап (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности.

2 этап (2 год обучения) – повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к работе, без подготовки рабочего места; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов. (Приложение 2)

Задачи по разделу “Ручной труд”

Лепка из пластилина, глины, пластической массы

В аппликации изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание (на плоскости)

Ручной труд: создавать из листа бумаги объемные фигуры. Сгибать лист вчетверо, в разных напрвлениях, работать по готововй выкройке.

Лепка из “бумажного теста”

Изготовление изделий в технике папье-маше способом “маширование”. Знакомство со способами внутреннего маширования и внешнего маширования. Изготовление изделий способами внутреннего и внешнего маширования. Изготовление изделий способом “бумажной массы” (без шаблона).

В аппликации: при создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений, учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

В лепке: выполнять из пластилина декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскость.

Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике “папье-маше” из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов.

Для воспитания и развития навыков творческой работы старших дошкольников программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  2. репродуктивных (работа по образцам);
  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).
Читать еще:  Как сделать коробочку с фотками

Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные кружковцами;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации изделий мастеров;
г) схемы изготовления изделий, технологические карты.

Папьем-машем (фр. papier-mâché, букв.– жеваная бумага) — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. Д. Техника папье-маше в наше время переживает второе рождение.

Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью.

Существует несколько технологий изготовления папье-маше:

Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.

Работа с тестом из бумаги. Другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.

Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок.

Лекция по дисциплине Методика преподавания технологии на тему “Папье-маше. Процесс изготовления изделий из папье-маше”

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Папье-маше. Процесс изготовления изделий из папье-маше

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Читать еще:  Как сделать бусину из ваты

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Как сделать папье маше своими руками

Папье-маше – это масса, получаемая из бумаги (обычно, но не только) и клея. В перевод с французского буквально означает «жеваная бумага». Считается, что папье-маше появилось во Франции в XVI-XVII веках. Однако, в Китае при раскопках были найдены разные предметы, сделанные по этой технологии, в том числе и шлема, прочность которым придавали за счет большого количества слоев лака. Возраст этих находок доходит до 200 лет до н.э.

По сути, из папье-маше можно сделать все что угодно, вопрос только в том, сколько для этого потребуется нанести слоев, и из чего будут эти слои.

Для того, чтобы сделать что-то из папье-маше своими руками, нам понадобится:

— Основа, на которую будем наносить папье-маше

— Бумага (любая – туалетная, газетная, офисная)

— Клей ПВА (в больших количествах)

— Бинт (не обязательно)

— Емкость для клея

Начнем с того, что нарежем или нарвем некоторое количество бумаги на кусочки разных размеров. Лучше сразу заготовить побольше кусочков, чтобы не пришлось пополнять запасы в самый неподходящий момент. Забегая немного вперед, хочу сказать, что лучше использовать в каждом слое разную бумагу или даже не только бумагу, а, например, еще бинты. Соответственно, все это лучше сразу заготовить на 2-3 слоя вперед. Подробнее об этом будет чуть дальше.

Ну и второй пункт подготовки это клей. Лучше всего для нашей цели подходит ПВА. Можно использовать как чистый клей, так и немного разбавленный водой. Разбавленный лучше и быстрее пропитывает бумагу, но сильнее ее размягчает и дольше сохнет. Чистый же клей быстрее засыхает, не так сильно размягчает бумагу, но расходуется его больше.

Как сделать папье маше своими руками:

Ход работы прост до безобразия – наносим кистью на основу клей, накладываем туда кусочек бумаги, сверху этот кусочек опять промазываем клеем. Дальше мажем клеем участок основы рядом с первым кусочком бумаги и накладываем второй, так чтобы он немного заходил на первый. И сверху опять промазываем клеем. И так продолжаем дальше – мазнули клеем, прилепили внахлест кусочек бумаги, промазали сверху клеем.

Для первого слоя я использовал газеты.

Продолжаем клеить бумагу, до тех пор, пока она не закроет всю основу.

Для второго слоя я использовал туалетную бумагу. Сделал это для того, чтобы было четко видно, где уже наложен новый слой, а где еще нет. Или, например, если использовать только газетную бумагу, то можно делать так – один слой черно-белые кусочки, второй слой цветные.

А дальше эти слои можно чередовать.

Потом я столкнулся с такой проблемой – у моей основы было много четко выраженных граней и вмятин, которые надо было выровнять. Для этого очень хорошо подошел второй вид папье-маше – мелко-мелко (чем мельче, тем лучше) нарезаем бумагу (лучше всего туалетную), складываем ее в какую-нибудь емкость и заливаем клеем, после чего перемешиваем.

В итоге должна получиться достаточно густая масса

Ее я брал пальцами и замазывал проблемные участки модели.

Желательно делать это не очень большими слоями, а то процесс высыхания может затянуться на часы.

Когда самые большие неровности были более менее сглажены, стал покрывать этой массой всю модель.

Этот способ значительно быстрее первого, но у него есть один минус – желательно ждать полного или почти полного высыхания, перед тем как нанести следующий слой. А в первом способе этого делать не нужно. Как видите, рецепт папье-маше вовсе не сложен.

Ну а дальше у меня уже пошло экспериментирование.

Решил попробовать использовать для финального выравнивания акриловую рельефную пасту. По сути, это что-то вроде шпаклевки. Как оказалось, сделал это я рано – она хоть и выровняла, но размягчила модель. Пришлось реанимировать наклеиванием нескольких слоев из бинта.

Кстати говоря, бинт тоже замечательно подходит для папье-маше – работать с ним быстро и он очень хорошо укрепляет. Но его лучше чередовать с бумагой.

На этом, пожалуй, обо всем, что касается непосредственно папье-маше, я рассказал.

Техника папье-маше: особенности и тонкости

Добавлю еще только несколько слов про изготовление папье маше.

Читать еще:  Поделки из цемента и тряпок

[ads_3]Во-первых, если будете чем-то покрывать в конце модель, то покрывайте все-таки шпаклевкой, она для этого лучше подходит. Чтобы ошкурить неровности шпаклевки используйте абразивную ленту, а не наждачку. И перед покраской обязательно пропитайте грунтовкой (покупать ее лучше в строительном магазине, это гораздо дешевле, чем в магазинах для творчества).

Во-вторых, если шпаклевку использовать не будете, а остановитесь на бумаге, то промажьте перед покраской еще раз всю модель клеем. Это дополнительно защитит и укрепит ее.

В-третьих, если вам будет нужно потом снять с основы то, что вы налепили (например, если делали маску по слепку лица), то перед нанесением первого слоя папье-маше закройте основу пищевой пленкой или фольгой.

А вот пара масок, которые я делал из папье-маше.

Техника папье-маше: мастер класс для начинающих с пошаговыми фото и видео материалом

Мастер-класс по изучению интересной техники для создания изделий папье-маше научит, как создавать всевозможные изделия из бумажной массы. Впервые эта техника возникла во Франции и служила для изготовления кукол. Папье-маше переводится как «жеваная бумага».

Работа с папье-маше требует терпения и аккуратности, но при должном старании не представит серьезных проблем даже для начинающих. На создание задумки из папье-маше потребуется несколько дней, в основном из-за сушки материала. Но результат стоит того. Куклы, маски, игрушки, декорации, шкатулки и многие другие вещи, изготовленные своими руками, принесут радость и послужат отличным украшением или оригинальным подарком.

Есть два основных способа создания изделий из папье-маше: лепка из бумажной массы, состоящей из бумаги и клея, и маширование – наклеивание разорванной бумаги слоями.

Изучаем технику папье-маше: мастер-класс по созданию бумажной массы

Бумажная масса используется для лепки. Для создания массы папье-маше понадобятся следующее:

  • Газетные листы, туалетная бумага или бумажные полотенца.
  • Горячая вода
  • Клей ПВА
  • Клейстер

Бумагу нужно разорвать или разрезать на мелкие части и залить водой на 3 часа. Когда бумага размокнет вымесить ее руками или небольшими порциями при помощи миксера до получения однородной массы. Излишки воды отжать через марлю или сито. После чего добавить смесь клея с клейстером. Вымешиваем массу до тех пор, пока она не начнет слегка липнуть к рукам. Добавление клейстера упрощает процесс лепки готовой массы, а клей обеспечивает дополнительную прочность. Также для повышения крепости изделия возможно добавить мелкие опилки. Готовую массу можно хранить несколько дней в прохладном месте, но не замораживая. Процесс приготовления массы папье-маше можно посмотреть на видео в конце статьи.

Клейстер можно приготовить из муки или крахмала и воды. Готовый клейстер хранится не долго, для каждого изделия его придется делать по новой.

Маширование заключается в наклеивании слоев бумаги на основу. Для этого нужны следующие компоненты:

  • Основа, которая придаст начальную форму изделию
  • Вазелин или крем понадобится, если планируется достать основу из поделки
  • Мягкая разноцветная бумага для внутренних слоев
  • Белая бумага
  • Клей или клейстер

Основа покрывается клеем, если она останется внутри или вазелином, если ее нужно будет достать. Разрывать бумагу следует руками, это позволяет получить тонкие края, которые хорошо сглаживаются при приклеивании. Кусочки бумаги должны немного заходить друг на друга, ложиться гладко, без морщинок. При оклеивании рекомендуется чередовать слои белой и цветной бумаги. Это позволит легче контролировать количество слоев. Минимально необходимо наклеить 8-10 слоев. Верхний слой должен быть из белой бумаги.

После создания основы, можно наклеить мелкие детали, изготовленные из маленьких кусочков бумаги и клея. Далее следует сушка изделия в течении пары суток при комнатной температуре. Ни в коем случае нельзя сушить при помощи батареи, изделие может потрескаться. Следует обратить внимание, что маленькие детали при этом сильно уменьшаются и их следует изначально делать большего размера, либо доклеить бумажную массу после высыхания.

Высушенную заготовку нужно снять с формы и хорошо обработать при помощи наждачной бумаги. Далее следует нанести грунтовку на водной или латексной основе используя плоскую кисточку. Грунт наносится слоями, перед нанесением нового слоя, предыдущий должен высохнуть.

Для окрашивания изделия следует воспользоваться масляной, темперной или алкидной краской. Водорастворимые краски, такие как гуашь или акварель пачкаются и стираются, поэтому их использование не рекомендуется. Для повышения их стойкости, в них можно добавить небольшое количество клея ПВА, но все же лучше воспользоваться более стойкими масляными красками. Окрашенное изделие покрывается бесцветным лаком.

Как правильно сделать замечательную карнавальную маску

Техника папье-маше позволяет изготовить замечательную карнавальную маску, которая доставит множество веселья для детей и взрослых. Для изготовления основы для маски можно использовать фольгу. Сложенную в несколько слоев фольгу прикладываем к лицу и придаем ей форму. Далее необходимо вырезать отверстия для глаз и рта, и обрезать фольгу по краю для получения овальной формы.

Основа из фольги покрывается вазелином и наносится слой бумаги, смоченный в воде. Поверх наклеиваются кусочки бумаги размером, примерно, 2 см на 8 см. После нанесения 2-3х слоев следует давать им высохнуть. Конечное количество слоев должно быть не менее 10, для определения максимального количества, следует ориентироваться по толщине. Далее можно добавить декоративные элементы из бумажной массы и отложить маску для высушивания. После просушивания в течении 2х дней заготовка маски готова. Теперь ее осталось только ошкурить и покрасить. Готовую маску можно посмотреть на фото.

Видео по теме статьи

Посмотреть, как работать с папье-маше можно на видео, представленных ниже.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631301/

http://infourok.ru/lekciya-po-discipline-metodika-prepodavaniya-tehnologii-na-temu-papemashe-process-izgotovleniya-izdeliy-iz-papemashe-1651953.html

http://sdelala-sama.ru/bumaga/3599-tehnika-pape-mashe-master-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: