Рисование нитью для дошкольников
«Рисуем ниткой» мастер-класс.
Юлия Попова
«Рисуем ниткой» мастер-класс.
“Рисуем ниткой” мастер-класс.
Этот вариант нетрадиционной техники изображения очень доступный и абсолютно успешный. Каждый из нас, кто учит детей рисовать, знает, что есть дети, которые буквально «боятся чистого листа». Опробовав эту технику, вы в считанные минуты убедитесь в том, как раскрепощаются ваши дети. Почувствуете себя просто волшебником в их глазах.
Мы с детьми очень часто рисуем ниткой. Результаты всегда соответствуют ожиданию появления чуда в своих руках; всплеску положительных эмоций и прекрасному настроению; у детей просто «сияют» глазки. А как реагируют родители! Иногда я наблюдаю за реакцией родителей когда они рассматривают рисунки своих драгоценных чад, и, поверьте, взрослые люди загораются этой идеей рисования… а потом приносят свои рисунки. Вот так и помнится мне один важный-важный папа-начальник, который однажды принёс мне папку своих рисунков ниткой, и сказав при этом: «Рисовал с сыном весь вечер. Никогда даже не думал, что у меня столько фантазии и воображения».
Я, конечно, может и не «открою Америки», скорее всего эта работа знакома многим, но, к сожалению, мне приходилось видеть, как эта просто золотая жила развития воображения и творчества, полет фантазии и 100% успех ребенка были подпорчены некоторой неподготовленностью педагогов и непродуманностью подачи самой техники. А ведь она очень проста и доступна. Итак, я предлагаю вам мини мастер-класс рисования ниткой.
Для этой увлекательной работы нужно очень мало: моток белых ниток, бумага и пузырёк чернил или туши, маркер или фломастер – и всё!
1. Нитки лучше взять белого цвета – так дети увидят, как нитка пропиталась и изменила цвет.
Лучшую четкость изображения вам дадут нитки армированные, а толщина нити удобнее 40-60.
Не берите для работы шерстяные нитки. Они слишком ворсисты и всё будет смазано.
2. Длина нитки самый оптимальный вариант 40-45 см. Если короче, не будет возможности «укладывания» ниточки; если длиннее – ребёнку тяжело её вытянуть.
3. Когда ребёнок берёт нитку, чтобы опустить её в тушь (или чернила), то лучше не просто зажать её между большим и указательным пальчиком, а сделать нетугой виток вокруг указательного пальца. Это для лучшей фиксации нитки в пальцах. Одной нитки хватит на 5-7 рисунков, потом она начнет «расквашиваться».
4. Почему именно тушь или чернила? Здесь всё понятно – в их составе есть некий процент спирта и они быстро (почти мгновенно) высыхают и не имеют специфического запаха.
5. Налить чернила удобнее в самое обычное блюдце. (Однажды я видела, как педагог пытался научить детей прокрасить нитку в кирпичике акварельной краски залитой водой. Ради интереса, попробуйте это сделать – сразу поймёте как это неудобно).
6. Маркер или фломастер в начале такой практики лучше взять другого цвета чем тушь или чернила (для четкого определения дорисовки, а потом берите в тон – так будет получаться более целостная картинка.
Вот и все практические советы.
Ход работы:
Нитку произвольно и плавно опускаем в блюдце с чернилами. Так же плавно над блюдцем поднимаем прокрашенную нитку (если резко, то могут быть брызги, или ниточка запутается).
На вытянутой руке держим нить над листом бумаги и произвольно опускаем нитку. Когда между плоскостью листа и рукой останется см. 10-15, то накрываем лежащую на бумаге нитку вторым листом бумаги, слегка прижимаем второй рукой и в любую сторону вытягиваем нитку. Всё готово!
У вас два отпечатка – оттиска протянутой нитки. Сначала попробуйте одну картинку дорисовать на глазах у ребёнка, а вторую предложите дорисовать ему. Очень скоро ваша помощь в дорисовке совсем не понадобится – дети прекрасно справятся сами, еще и удивят вас своими ассоциациями и полётом фантазии.
Каждый в оттиске может увидеть свою картинку. И это великолепно – вот она, яркая творческая индивидуальность!
Желаю вам успеха в работе!
Материалы для работы:
Шаг первый: укладываем нитку на бумагу.
Шаг второй: получили два оттиска.
Шаг третий: дорисовали. Получилась вот такая картинка. “Сон милого зверька”.
Шаг четвёртый: оформили выставку.
Отчет по мастер-классу с педагогами Доброго Всем дня! В нашем саду прошел мастер-класс по нетрадиционной технике ИЗО деятельности : рисование ниткой (волшебные ниточки (кляксография.
Опыт практической деятельности по рисованию Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством обучения их нетрадиционных техникам рисования».Поделюсь опытом практической.
Ниткография для начинающих, нетрадиционные техники рисования, изонить картины и схемы
Ниткография в нашей стране пользуется популярностью, в первую очередь, из-за своей мало затратности. Свое зарождение получила в Мексике. Опытные мастера создают из шерстяной нити целые картины, что поражают своими сюжетами. Ими можно не только вышивать и вязать, но и рисовать. Вы можете с помощью небольшого клочка ниток, что остались, к примеру, после вязания шарфа создать настоящий шедевр.
Рекомендации для начинающих
Каждый вид рукоделия имеет свои секреты, также и рисования в ниткографии имеет свои хитрости, которые помогут малоопытным мастерам создать свой первый шедевр. Лучше всего начинать с небольших простых рисунков, которые не имеют замысловатых спиралей и узоров. Когда вы научитесь формировать витки и сгибать должным образом рабочие ниточки, можно переходить к сюжетным изображениям.
В работе нужно использовать густой клей, более жидкие варианты будут впитываться в основу, в конечном итоге, будут плохо держаться. Если вы используете старые, что были основой свитера, к примеру, их нужно выпрямить, иначе они не станут ровно ложиться на картон. Помните, что чем толще вы выбираете основной рабочи материал, тем более объёмной получится у вас картинка. Подсовывать их ближе друг к другу можно с помощью спицы или обычной зубочистки.
После каждого нанесения прижимайте их рукой или платком, чтоб те лучше схватились. Если вы неправильно приклеили нить, ее можно оторвать пока она не схватилась или подклеить той же зубочисткой с нанесенным клеем. Круглые узоры выполняют по спирали, а длинные – с права налево. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете получить эффектные принты без существенных усилий и затрат времени.
Материалы вышивания
Для выполнения картины вам потребуются только:
- нити шерстяные
- клей
- основа (картон, ДВП, бархатная бумага)
- краски
Выполняют ниткографические рисунки очень быстро, справиться с этой задачей смогут даже школьники. Вам нужно заранее определиться с рисунком и нанести его на картон или бархатную бумагу. Далее, с помощью кисточки нанести клей на композицию и сделать контуры при помощи нитей. Лучше всего брать шерстяные, они более плотные. После этого начинают заполнять середину фигуры, их можно размещать, как поэтапно, так и хаотично, главное, чтобы не было белых пробелов между ними. Они должны плотно прилегать друг ко другу. После того, как изображение заполнено, рисунок проглаживают утюгом через тонкую ткань или марлю. На этом собственно работа и заканчивается, вам остается заключить ее в рамку и подарить близкому человеку либо украсить свой интерьер.
Изонить
Казалось бы, что техника рисования в ниткографии не может чем-то отличаться, но существует еще несколько техник ниткографии – изонить и рисование нитками.
Изонить – подразумевает рисунки нитками без использования клеящей основы.Их предварительно размещают на правильных местах и закрепляют к картону специальными гвоздиками или протягивают через отверстия в основе. Впервые о ней заговорили в Англии, мастера наносили плетения на дощечки с заранее набитыми гвоздями. Со временем она нашла массовое распространение и вместо досок, что использовались до этого, начали применять плотный картон.
Советы в данном виде рукоделия
С помощью вышеуказанной техники, вы можете вышивать большие панно, пейзажи, портреты людей, обложки для книжек и отдельные орнаменты. Освоить её очень просто, нужно только внимательно следовать рекомендациям и ровно перетягивать ниточки. Если объяснять более понятным языком, то нужно нанести на картон определенные начертания – это может быть, к примеру, острый угол. По обеих сторонах угла наносят цифры от 1 до 6 в разном направлении. Сам угол обозначают точкой 0. Далее прокалывают основу иголкой и соединяют одинаковые точки.
В круглых фигурах точки наносят на подобии циферблата. На изнанке необходимо завязать узелок и протянуть иголку на лицо картины в точке 1, далее вкалывают её в противоположный номер и выкалывают с изнанки на точку 2, так делают по кругу. Важно наносить их маркером, что исчезает или карандашом, который в последствии можно стереть. Заполняя круглую фигуру на лицевой стороне, у вас получится орнамент, напоминающий звезду, а с изнанки нить просто повторяет контуры фигуры. Именно поэтому можно контролировать правильность создания работы.
Схем для рукоделия изонить существует огромное множество, вы можете копировать их в интернете или придумывать сами. Главное помнить, что количество точек в одной фигуре не должно превышать 12, иначе вы попросту запутаетесь с противоположностями.
Рисование нитью
Это будет очень интересно для работы с детьми дошкольного возраста. Все что нужно – это замочить шерстяную нить в краске. Перед началом работы, лучше распушить её, она придаст композиции эффектности. Рисовать можно на обычном листке А4. Смоченную в краске, поставьте на лист и накройте вторым листком. Далее, перекатывайте нить по всему периметру листка или водят рукой, как вам будет удобно. В конечном итоге, получается достаточно веселое изображение, которое можно уже подкорректировать фломастерами и получить готовых мультяшных героев. На одном листке можно выкладывать по несколько нитей. Тогда рисунок будет более развёрнутым. Дайте волю фантазии!
Занятие ниткографией способствует умственному развитию детей. Подобные занятия расширяет кругозор у ребёнка, а также воспитывают у них художественный вкус. У взрослых мастеров изонить и рисование шерстяными ниточками формирует творческое видение окружающей среды. Конечно, подобный вид рукоделия требует большого запаса терпения и ловкости рук, но все это вы приобретете в процессе. Вначале у вас может не все получаться, но со временем ваши старания обязательно будут вознаграждены, а готовая картина сможет создать достойную конкуренцию мировым шедеврам.
Видео мастер класс вышивки в технике ниткография
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
Как использовать нетрадиционную технику рисования нитками в старшей группе детского сада
Система современного дошкольного образования особое внимание уделяет реализации задач, которые сформулированы в образовательной области «Художественное творчество», а именно составной его частью — изобразительное искусство. Но часто традиционных способов и средств для этого вида деятельности оказывается недостаточно, чтобы малыш смог в полной мере проявить свою фантазию. Тогда в дело вступают нетрадиционные техники, например, ниткография. Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток в старшей группе.
Что это такое
Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.
Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы
Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести
- формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
- развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
- совершенствовать мелкую моторику;
- воспитывать положительное восприятие процесса творчества.
Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду
Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.
Вариант №1 — собственно ниткография
Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.
- шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
- краска (гуашь или акварель);
- 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).
- Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
- Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
- Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
- Прикладываем чистый лист, прижимаем.
- Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
- Снимаем верхний лист, убираем нить.
- Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.
Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.
Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.
Видео: как работать в технике ниткография
Вариант № 2 — ниткопись
В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.
Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.
- На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
- Наносим клей по контуру.
- Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
- Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.
Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:
- по спирали;
- по кругу;
- ровными линиями;
- зигзагообразными линиями и т.д.
Видео: учимся рисовать нитками по ткани
Вариант №3 — аппликация нитками
Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.
Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).
Вариант №4 — изонить
Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.
Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности
- нитки;
- кнопки в виде гвоздиков;
- дощечка;
- рисунок на бумаге;
- ножницы.
- На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
- По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
- Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
- Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.
Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.
Схема составления конспекта занятия для старшей группы
Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить
- систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
- воспитание терпимого отношения к процессу творчества.
Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:
- развивать память, мышление, креативность;
- расширять представления об окружающем мире;
- работать над развитием фантазии.
После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.
Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью
Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.
- Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
- Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
- Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.
Пример конспекта
Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)
Перспективный план по ниткографии и ниткописи
Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается
- месяц работы;
- темы занятий и техники выполнения рисунка;
- цели использования методики;
- источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.
Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.
Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.
В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.
Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)
Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.
Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)
Цель: познакомить детей с техникой рисования цветными нитками, развивать фантазию и воображение, воспитывать аккуратность.
Этапы работы над рисунком в технике ниткографии
«Козлик»
Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме
Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.
- «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
- «Отрезаем нить около 40 см».
- «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
- «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
- «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
- «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
- «Снимаем верхний лист».
- «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
- «Обводим контуры коричневым карандашом».
Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.
Фотогалерея рисунков в технике ниткографии
Этапы работы над рисунком в технике ниткописи
Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.
«Цветы»
Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания
- «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
- «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
- «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
- «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
- «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
- «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».
Фотогалерея рисунков цельной ниткой
Фотогалерея рисунков кусочками ниток
Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность. Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-nitkoi-master-klas.html
Ниткография для начинающих, нетрадиционные техники рисования, изонить картины и схемы
http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/kak-ispolzovat-netraditsionnuyu-tehniku-risovaniya-nitkami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada.html