Рисунок бытовой жанр 7 класс картинки
Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники бытового жанра
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место – с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательным сюжетом и нередко бывает раскритикован именно поэтому, ведь некоторым это кажется слишком мелочным и анекдотичным. Некоторые искусствоведы годами пытаются ответить на вопрос о том, стоит ли вообще писать обыденность.
Как появилось данное направление?
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. Поэтому рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Древние образцы египетской живописи и мелкой пластики выражают повседневные мотивы труда, содержат семейные, любовные, театральные, карикатурные сценки. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Бытовой жанр в живописи раннего христианства
Зачатки новой религии развивались во враждебной атмосфере, скрываясь в катакомбах и пользуясь секретными шифрами. Бытовой жанр в изобразительном искусстве того периода тоже опирался на тайную символику – картины с рыбной ловлей рассказывали о крещении, сценки со строительством намекали на создание церковных общин, а веселое застолье призвано было отразить блаженство душ в райской обители.
Развитие направления в эпоху Возрождения
В начале пятнадцатого столетия бытовой жанр в живописи дополнился особенным смысловым направлением. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Как и в прежние времена, каждую деталь живописцы стремились наполнить символизмом. Свечи были указанием на человеческую жизнь, цветы и фрукты – на плодородие, птицей в клетке изображали девичье целомудрие, а метла была способом избавиться не только от сора, но и от злых духов. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
В центре внимания оказывались не религиозные идеи, а люди и их земной мир во всех его подробностях. Особенно заметна переоценка ценностей в появлении рыночных сценок. Вместо евангельских эпизодов художники бытового жанра рассказывали о крестьянах, вдохновляясь плодами матери-Природы и ее бесконечной энергией. Такое настроение заметно в полотнах Питера Брейгеля Старшего, Веласкеса, Вермеера и Караваджо. Самые низшие сословия изображались с любовью и обаянием, которых не было в искусстве прежде.
Бытовой жанр во времена Просвещения
Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Именно поэтому к началу Просвещения бытовой жанр в изобразительном искусстве начинал изживать себя. Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. Тем не менее, в начале девятнадцатого века мировые, и в том числе и русские, художники бытового жанра вернули ему прежний авторитет. Например, живописец Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления.
Картины Венецианова изображали социальные недуги с потрясающей эмоциональностью и без лишнего ханжества, в жанре критического реализма не уступая литературным шедеврам Федора Достоевского. Сам писатель отмечал, что исторические живописцы изображают то, что знают как случившееся, а жанристы – выступают очевидцами показанных событий.
Салонная живопись
К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Но вскоре бытовой жанр в изобразительном искусстве снова вернулся на прежний уровень – возникновение импрессионизма вернуло ему значение. Мимолетные моменты, мастерски подмеченные художниками, были наполнены смыслом не меньше, чем крупные исторические полотна, возвращая повседневности ее значимость.
Бытовой жанр в двадцатом веке
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Появились плакатные образы, иронические наблюдения и философские раздумья. Бытовой жанр в изобразительном искусстве стал универсальным способом изобразить жизнь во всей полноте, включая праздники, сцены детства или старости, картины, полные реализма. В полотнах воспевался мирный труд. На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья.
Бытовая живопись
Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов.
В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.
Возникновение
Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум. В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.
Первые работы
Бытовая живопись впервые зафиксирована во времена античности – в Древнем Египте, Риме, Греции, Месопотамии. В античную эпоху живопись в привычном смысле не была популярна. Сохранилось малое количество картин на стенах древних зданий. Репрезентативными образцами считаются рисунки на посуде.
Вазопись – одно из видов древнегреческого искусства, сюжетами которого были бытовые и религиозные сцены.
Направления на Востоке
Первые репрезентативные работы, найденные исследователями, датируются 4 в. н.э. – это поучительные зарисовки, характерные для философии древнего Китая. Жанровая живопись формируется в Китае периода династии Тан. Бытовой жанр отражал особенности императорского двора и сцены из жизни простых людей. Китайское искусство оказывало влияние на живопись Кореи и Японии.
В арабских странах встречаются миниатюры с характерными сценами, но мусульманский запрет на фигуративные изображения оказал влияние на развитие направления.
Культура индийской и персидской античности богата картинами с характерными сценами: «Акбар верхом на слоне», «Женщина с попугаем», авторы работ не известны.
Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса
В европейских странах бытовой жанр был очень популярен, представлен миниатюрами и полотнами, написанными известными мастерами. Ренессанс стал периодом триумфа направления. Лидером в развитии изобразительного искусства являлась Италия, где работал Джотто. Не отставали художники стран Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Боутс.
Во Франции и Италии в 15 столетии популяризировалась тематика народного трудового быта в миниатюре и настенных росписях. В Италии бытовой жанр долгое время не отделялся от религиозного – размежевание произошло в 16 веке. Наиболее ярко это демонстрируют работы Джорджоне, Карраччи.
Особая роль в развитии направления принадлежит Голландии. Причины популярности направления:
- Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;
- Слабые позиции католической церкви;
- Разрыв связи с Ватиканом;
- Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.
Не смотря на то, что в Голландии не было величественной архитектуры или старинных руин, как в Италии, Франции или Испании, живописцы нашли себя в жанровых картинах. Художники специализировались на изображении:
- Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;
- Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;
- Аккуратных улочек и горожан.
Работы выполнялись в разных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До нашего времени дошло несколько картин признанных мастеров живописи: «Скотный двор зимой» Рубенса, «Старая женщина, готовящая яичницу» Веласкеса. Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы.
Постепенно внимание художников перемещается с крестьянских сцен на тематику дворянского быта, полотна становятся аристократичными.
В 18-19 веках
В 18 веке происходит перелом в отношении к бытовой тематике. Именитые художники обращаются к этому направлению чаще, работая в стилях реализм, классицизм, романтизм. Популярности направления способствует заинтересованность в бытовых сюжетах со стороны коллекционеров. Русская живопись тяготела к бытовому направлению.
Бытовой жанр представляют полотна: «Жатва. Возвращение с поля» (Т.Гейсборо), «Привлечение новенькой в бордель» (У.Хогарт).
В зависимости от особенностей стиля художника, бытовой жанр был представлен работами с сентиментальным, сдержанным, романтичным, поэтичным, реалистичным оттенком. Во Франции 18 века на аукционах устраивали настоящие «войны» за право обладать картиной бытовой тематики от известного мастера. Художники 18 века, работающие, в бытовом направлении: Француа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Жан-Оноре Фрагонар, Томас Гейнсборо.
В 19 веке происходит демократизация искусства. Популяризируются новые тематики – представители социального дна были центральными фигурами большинства работ. Изображение рабов, нищих и пленников было своеобразным признаком монаршей власти. Картины отмечены эмоциональностью, динамикой, особенной передачей чувств. Отмена рабства во всех странах мира в 19 веке породила новые сюжеты живописи.
Русское изобразительное искусство отмечено работами реалистов и передвижников: Врубеля, Серова, Репина. С появлением новых стилей живописи в конце 19 – в начале 20 веков, изобразительное искусство теряет доминанту реализма. Это подтверждается картинами Мане, Дега.
В 20 веке
Тематикой работ 20 века стали войны, революции, глобальные преобразования быта, связанные с радикальными экономическими и политическими превращениями. Перемены вызывали у людей растерянность, падение духовности, страх. Это было отображено на картинах художников. Мастера 20 века учатся не просто отображать жестокую реальность, а находить индивидуальность, прекрасное и доброе в людях.
Художники 20 века: Пабло Пикассо, Рокуэлл Кент, Александр Мурашко, Диего Ривера, Алла Горская, Игнасио Сулоага. Бытовой жанр остается популярным и на современном этапе.
презентация к уроку ИЗО в 7 классе “Бытовой жанр”
презентация к уроку изобразительного искусства (изо, 7 класс) по теме
БЫТОВОЙ ЖАНР (фр. genre, нем. Sittenbild) — жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработка презентации к уроку по ИЗО в 7 классе по теме «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» учитель ИЗО Сомко Елена Владимировна , МОУ лицей «Технико – экономический»
Тема урока: «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» Цели: ознакомить учащихся с возникновением и развитием бытового жанра в изобразительном искусстве разных народов на примере наиболее известных произведений, развивать наблюдательность поэтического видения реальной жизни.
Поэзия повседневности Тематическая картина . Бытовой жанр( фр. Genre) – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в 16-17 вв. П.Брейгель Старший, фламандец П.Рубенс, голансдские живописцы( Г.Терборх, Я. Вермеер)
Русская живопись А.Венецианов П.Федотов В.Перов И.Репин Б. Кустодиев А. Пластов А. Шелякин
Алексей Гаврилович Венецианов ( 1780-1847) Русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губернии. Родился в Москве. Являлся почётным членом Академии художеств.
«На пашне. Весна.» А.Венецианов
Образ русской красавицы «Жница»
Дети в произведениях художника « Захарка» «Вот – те и батькин обед»
Пукирев Василий Владимирович (1832-1890) Родился в крестьянской семье. « Профессор живописи народных сцен»
«Неравный брак» Трагическая история любви самого художника.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) «Сватовство майора» 1848 г.
« Утро чиновника, получившего первый крест» Русский критик В.В. Стасов писал о персонаже картины: «Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство. вконец опошлившаяся жизнь – все это присутствует в этом лице. в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди»
Перов Василий Григорьевич ( 1833-1882) Живописец, основоположник жанровой картины. « Тройка».
Картины жизни « Охотники на привале»1870г. « Сельский крестный ход на Пасху» 1861г.
Сочувствие и сострадание « Проводы покойника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочно-былинный жанр.(мифологический жанр) (Урок – рассуждение в 7 классе по программе Б.М.Неменского) Цели: Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере тво.
Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме ” О, Казань, лучезарная моя столица!” Основные цели и задачи .
Тема урока: «Жанры вокальной музыки» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ.
Презентация включает основные жанры изобразительного искусства, теоретические понятия и иллюстрации картин известных художников. Данную презентацию можно использовать на уроке ИЗО в 6-7 классах.
Цель урока: расширить представление о живописи, как виде изобразительного искусства, закрепить понятие о выразительных средствах живописи, маринистическом жанре, познакомить с творчеством И. К. Айвазо.
Презентация к уроку “Хокку как основной жанр японской поэзии".
В презентации дано описание нескольких известных картин Верещагина, русского художника-баталиста. В конце презентации учащийся делает вывод о предназначении художника Верещагина на войне. Делает вывод.
Источники:
http://fb.ru/article/161627/byitovoy-janr-v-izobrazitelnom-iskusstve-hudojniki-byitovogo-janra
http://artrecept.com/zhivopis/zhanry/bytovoi
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/07/30/prezentatsiya-k-uroku-izo-v-7-klasse-bytovoy